Стан Стеккеля — листопрокатный реверсивный стан горячей прокатки тонких полос, на входящей и выходящей сторонах которого расположены печные моталки, обеспечивающие прокатку в узком температурном интервале; используется для прокатки труднодеформируемых сталей и сплавов.
Металлургические фирмы выбирают станы Стеккеля, главным образом, по трем причинам.
Установка Стеккеля состоит из одной черновой реверсивной клети и одной чистовой реверсивной клети с двумя моталками в печах (классический принцип Стеккеля), а также транспортных рольгангов, участка ламинарного водяного охлаждения и моталки.
Чистовая группа состоит из единственной реверсивной четырехвалковой клети 4 (клеть кварто), с расположенными по обе стороны от нее печными моталками. Между печью с моталками и очагом деформации располагается роликовое тянущее устройство для транспортировки полосы.
Печные моталки, особенно их барабаны, являются важнейшими технологическими элементами стана Стеккеля. Их конструкция предназначена для поддержания полосы в горячем состоянии в течение всего времени прокатки, которое вследствие реверсивного режима во много раз превышает продолжительность процесса в обычной чистовой группе широкополосного стана.
Основным элементом каждой моталки является предварительно подогреваемая оправка с водоохлаждаемым сердечником. Необходимо поддерживать такую же температуру поверхности оправки моталки, как у полосы, которая при прокатке коррозионно-стойких сталей составляет около 1050°С. В настоящее время в процессе эксплуатации при приемлемой стойкости достигается температура поверхности оправки 930°С.
В процессе смотки температура оправки вследствие внутреннего охлаждения снижается. Эта потеря тепла во время реверсирования и в течение последующего времени до другого очередного рулона компенсируется подводом тепла из печного пространства. Регулирование температуры в печном пространстве проводится в целях поддержания температуры оправки на указанном уровне.
Полоса, предварительно прокатанная в реверсивной черновой группе, после обрезки ее конца на барабанных ножницах проводится под печью с моталкой на стороне входа и заправляется трайбером в валки. После первого прохода трайбер на стороне выхода направляет полосу со скоростью около 2,5 м/с к выходной моталке, которая после начала намотки сразу же создает натяжение и вместе со станом разгоняет полосу до скорости прокатки. При входе заднего конца полосы в клеть агрегат затормаживается с таким расчетом, чтобы конец полосы остановился, пройдя зазор между валками перед трайбером на стороне выхода. В этой позиции происходит предварительная настройка нового зазора между валками и запускается реверсивный процесс для следующего прохода, когда конец полосы теперь направляется трайбером на стороне входа на оправку моталки со стороны входа.
Стальной лист, изготовляемый на станах Стеккеля, применяется в производстве легковых и грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, строительного оборудования, труб, емкостей для хранения, строительных материалов (для изготовления мостов и шпунтованных свай и т. д.).